Сыграно почти четверть сезона АПЛ, и «Манчестер Юнайтед» занимает шестое место, всего в одном очке от топ-4, благодаря трём победам подряд.
Это хороший старт — куда лучше, чем многие ожидали после поражения от «Брентфорда» чуть больше месяца назад. Тогда Рубен Аморим размышлял о трёх поражениях в шести первых матчах и готовился к очередной волне критики своей схемы 3–4–3.
«Всегда одно и то же: когда выигрываем — дело не в системе, когда проигрываем — виновата система», — сказал он тогда.
Три победы спустя критика стихла, и, стоит признать, Аморим оказался прав.
Португалец сдержал слово и не отказался от своей формации 3–4–3, хотя и допустил некоторые корректировки внутри неё. Если сравнить нынешние выступления с прошлогодним провалом (15-е место), то видно, что команда изменила акценты и стиль игры.
Длинные передачи Ламменса
Главное отличие этого сезона — длинные передачи от вратаря. С момента дебюта Сенне Ламменса против «Сандерленда» «Юнайтед» стал действовать заметно прямолинейнее.
В том матче бельгиец отдал 37 длинных пассов, затем 45 на «Энфилде» — почти столько же, сколько вся команда «Ливерпуля». Против «Брайтона» — ещё 32.
Подобная тенденция наблюдалась и при Алтае Байындире, но с Ламменсом она стала системной.
Теперь «Юнайтед» делает в среднем 23,2 длинных передачи от вратаря за матч — больше всех в АПЛ, даже больше, чем «Эвертон», лидировавший в этом показателе два последних сезона. Это рост на 76 % по сравнению с прошлым годом.
Аморим ещё раньше разрешал голкиперам играть длинно, если короткий розыгрыш выглядел рискованным.
Но теперь баланс полностью сместился: 50% пассов короткие, 50% длинные. Кроме того, вратари «Юнайтед» стали заметно лучше действовать на выходах — процент перехваченных подач вырос более чем в полтора раза.


Быстрее, прямее, агрессивнее
Однако длинные удары Ламменса — лишь часть изменений. Под руководством Аморима «Манчестер Юнайтед» стал играть гораздо более прямолинейно.
Команда входит в тройку лидеров АПЛ по количеству длинных передач, хотя в прошлом сезоне была лишь на среднем уровне.
Если в кампании-2024/25 «Юнайтед» атаковал пятым по медлительности темпом, то сейчас — восьмым по скорости.
Количество пассов за владение и владений из 10+ передач значительно снизилось.
Всё это совпадает с кадровыми перестановками, особенно в атаке.
Теперь клуб чаще делает переводы флангов, используя скорость Брайана Мбему на правом краю.
При этом, несмотря на приход мощного форварда Беньямина Шешко (195 см), объём навесов остался прежним, но их качество выросло — 3,1 точная подача в штрафную за игру (+62 % к прошлому сезону, 2-е место в лиге).

Меньше потерь у своих ворот
Ещё одно яркое отличие — снижение количества касаний в собственной штрафной.
В прошлом сезоне «Юнайтед» был худшим в АПЛ по этому показателю, теперь — вторым лучшим после «Арсенала».
Лишь 30 % всех касаний происходят в своей трети — минимальный показатель за последние три года.
Это прямое следствие длинных передач и более прямолинейной игры.
Если раньше команда теряла мяч у своих ворот 5,4 раза за матч, то теперь лишь 2,4 — снова второй результат после «Арсенала».
Да, доля владения упала с 54 % до 50 %, но игра стала надёжнее: потери происходят дальше от ворот и ближе к чужой штрафной.

Больше инсайдов, меньше угловых
Серьёзные изменения коснулись и стандартов.
«Юнайтед» полностью отказался от подач с внешней траекторией. Если раньше угловые исполнял Бруну Фернандеш (а иногда и Эриксен), то с приходом левоногого Брайана Мбему команда перешла на инсвингеры — подачи, закрученные к воротам.
Также «Юнайтед» перестал разыгрывать угловые коротко или отдавать мяч за пределы штрафной.
Результат не заставил себя ждать: команда забила три гола со стандартов, но и пропускает 0,53 xG за матч после стандартов — третий худший показатель в лиге.
Несмотря на это, аналитика The Athletic отмечает, что качественные метрики (xG и прочие) могут колебаться на малой дистанции. Гораздо устойчивее — игровые тренды, и они ясно показывают:
Рубен Аморим сохранил схему 3–4–3, но изменил стиль — «Манчестер Юнайтед» стал быстрее, прямее и динамичнее, чем когда-либо прежде.
Автор: Марк Кричли